адаптации учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене.
Октябрь 2018 года
На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю перед психологической службой стоят следующие задачи: создание условий для успешной адаптации детей в школе (формирование школьного коллектива; выработка единой системы обоснованных, последовательных требований; установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, преподавателями и другими сотрудниками школы и т. п.). повышение уровня психологической готовности к обучению, познавательному развитию, общению; адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и по потребностям учеников пятых классов. В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы по адаптации детей к новой школьной жизни: 1. Психологическая диагностика. 2. Консультативная работа с педагогами и родителями. 3. Методическая работа. 4. Профилактическая работа. 5. Коррекционно-развивающая работа. 6. Аналитическая работа. На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Диагностика проводится в начале учебного года и в конце наряду с педагогическими наблюдениями. По результатам диагностики определяются группы детей, нуждающихся в той или иной психологической помощи и разрабатываются конкретные рекомендации для педагогов и родителей учащихся. Основными методами диагностики являлись: наблюдение, беседы, анкетирование , а также конкретные методики: 1. Анкета по школьной мотивации Лускановой (адаптированная для старших классов) 2. Анкета «Определения психологического климата в классе» Федоренко 3. Методика «Незаконченное предложение». 4. Методика на выявление школьной тревожности Филлипса.
По результатам проведенной диагностики выявлена ситуация общей школьной тревожности, что является нормой в этот период обучения. Также половина детей переживают социальный стресс, на фоне которого происходят его социальные контакты. Страх самовыражения испытывают 30% пятиклассников, страх проверки знаний, беспокойство при ответе на уроке 70%, страх не соответствовать ожиданиям окружающих 35% детей. Выявлена низкая сопротивляемость физиологическому стрессу у 10% учащихся. Равнодушное отношение и скуку испытывают 4 % детей. Проблемы и страхи в отношениями с учителями имеют 2% учеников. По результатам диагностики была выявлена хорошая школьная мотивация у большинства учащихся, у 15% детей наблюдается внешняя школьная мотивация, такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но чаще они ходят в школу, чтобы общаться с друзьями и учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. Низкая школьная мотивация наблюдается у 1 % опрашиваемых, такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Такие дети находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. При исследовании психологического климата в классе было выявлено,что большинству детей приятны люди, которые их окружают в школе, только 3% учеников безразлично с кем учиться. Дети, которые всегда с плохим настроением идут в школу и которые ощущают постоянный дискомфорт от пребывания в школе не выявлены. Дети, требующие сопровождения психолога испытывают социальный стресс, у них неблагоприятный психический фон, мешающий ребенку развивать свои способности. У таких детей наблюдается общая тревожность, заниженная самооценка, страх самовыражения, у некоторых эмоциональная возбудимость. Психологом с такими детьми проводятся индивидуальные беседы и коррекционно-развивающие занятия. Во второй четверти психологом планируется проведение развивающих занятий, направленных на сплочение коллектива, на снижение общего уровня тревожности, и формирование Я-концепции.